МТС (+375 33) 677-08-98
VELCOM (+375 29) 933-58-62 velomarketby@gmail.com



 

История велосипеда

Велосипед (из фр. vélocipède, от лат. velox — быстрый и pes — нога) — это транспортное средство, которое приводится в движение мускульной силой человека посредством ножных педалей или (что бывает реже) посредством  ручных рычагов. У большинства велосипедов имеется одна пара колес, но бывают  трёх -, четырёх -  и даже одноколёсные велосипеды.

В правилах  дорожного движения слово « велосипед»  имеет следующее определение: «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём».

В наше время  каждый четвертый пользуется  велосипедом хотя бы раз в сезон, поэтому   велосипед   считается одним из самых распространённых транспортных средств. Причиной этому стали низкая стоимость,  малые размеры, отсутствие необходимости в денежных тратах на топливо и, конечно,  безопасность для здоровья.

В 2005 г. по результатам общественного опроса жителей Великобритании  величайшим техническим изобретением с  конца ХIХ века был назван велосипед. За велосипед было отдано наибольшее количество голосов, которое превысило сумму голосов за  остальные, взятые вместе, изобретения.

…до 1817 года…

Информация  о велосипедах  до этого  года остается неясной и весьма противоречивой. Например, рисунок  талантливого ученика Леонардо да Винчи  Джакомо Капротти двухколёсного велосипеда, который имел руль и цепную передачу, по мнению некоторых людей, является подделкой. Также есть описание некого изображения в витраже малоизвестной церкви под названием  Stoke Poges,  относящееся к  концу XVI или началу XVII веков : ангел на конструкции , весьма напоминающей самокат. Однако этот «самокат», вероятнее, является  колесницей, имеющей ассоциацию  с  серафимами и херувимами  в иконографии Средневековья. Самокат  1791 года, который был приписан графу  de Sivrac — ложь, придуманная  журналистом  из Франции Л. Бодри. В реальности же такого  графа   никогда и не существовало, его прототипом стал  Хенри Сиврак, который в  17-том  году XIX века получил законное разрешение на совершение  импорта четырёхколёсных перевозочных экипажей.

Скорее легендой  можно назвать   историю о крепостном  Артамонове, который сконструировал велосипед около 1800 года. Согласно этой выдумке, изобретатель успешно совершил поездку  на своем детище  из села Верхотурье на Урале в Москву (расстояние составляет приблизительно две тысячи  верст). Так был совершен  «первый»  велопробег в мире. В это  путешествие своего крепостного Артамонова отправил  хозяин, который решил этим «диковинным самокатом»  удивить царя – батюшку  Александра I.  За столь необыкновенное изобретение крепостному Артамонову и всем его родственникам была подарена свобода. В данное время его велосипед  хранится в местном  краеведческом музее города Нижний Тагил.

По результатам  химического анализа железа, велосипед  «Артамонова» был сделан не раньше 1870 года. Ну, а то же касается самого Артамонова, то информация о нем  впервые появляется  в книге писателя В.Д.Белова «Исторический очерк уральских горных заводов» (1898 г.): «Во время коронования императора Павла I( 1801 г.), мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретенном им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем его потомством». А в действительности коронование императора  Павла I произошло в 1797 г., а Александра I -в 1801. Белов не привел ни одной ссылки на какие-либо документы, которые могут подтвердить его  находку. К сожалению, никаких сведений не удалось отыскать и о самом Артамонове. Не нашлось  также и никаких документов, которые каким бы то ни было образом, давали подтверждение рассказу  В.Д. Белова.

Прототипом  для этой легенды, возможно, стал изобретатель Е. Кузнецов,  -  крепостной, который  в 1801г. действительно получил вольную за свои изобретения.  Вместе с Кузнецовым получил вольную и его  племянник, имя которого было  Артамон, но Кузнецов тогда сконструировал вовсе не велосипед. Это были  дрожки, которые имели  верстометр и музыкальный орган.

…1817 год …

В 1817г. был  создан первый самокат -«машина для ходьбы»-бароном  Карлом Дрезом  из Карлсруэ, немецким изобретателем. Самокат был снабжён седлом и рулём.  Это изобретение получило название   в  честь своего создателя « дрезина». И уже в 1818 году он получил патент на это изобретение.

В 1839—1840 кузнец  по имени Киркпатрик Макмиллан  родом из Шотландии весьма удачно  усовершенствовал «дрезину», добавив педали. Выходит,  что Макмиллан – создатель первого  велосипеда. Педали были соединены специальными металлическими стержнями  с задним колесом и приводили его в движение. Переднее  колесо поворачивалось посредством руля, место  велосипедиста находилось  посередине конструкции. Этот велосипед  был впереди  своего времени.

Велосипед «пенни-фартинг» в стиле XIX века

В 1845 году англичанин Р. У. Томпсон запатентовал такое изобретение, как надувная  шина, но оно оказалась отнюдь  не совершенным с технологической точки зрения .

В 1867 году Пьер Мишо впервые начал массовый выпуск велосипедов с педалями. По определенным  сведениям, именно Мишо придумал название «велосипед» для этого изобретения.

В  70-х годах XIXв. начала набирать  популярность  схема под названием  «пенни-фартинг». Название говорит о  соразмерности двух колёс, потому как  монета пенни значительно  больше, чем  фартинг. На «пенни» находились  педали, а  седло  велосипедиста находилось сверху. Такой велосипед обладал значительной высотой сидения, а центр тяжести был смещён к переднему колесу. В эксплуатации велосипед являлся очень опасным. Альтернативой послужили 3-ехколёсные самокаты.

В 1867г. изобретатель  Каупер  предложил наиболее удачную конструкцию  колесаиз металла,  а с 1869 года велосипеды стали снабжаться  еще и металлической рамой.

В 1878г. английским изобретателем  Лоусоном была введена новая идея  в конструкцию нашего велосипеда - цепная передача.

Первый велосипед, весьма похожий на современный , получил название Rover , что в переводе означает «Скиталец». Он был произведен в 1884г. англичанином  Дж.К. Старли и стал  выпускаться с 1885г.  Отличительной чертой  Ровера от  «пенни-фартинг»  стала цепная передача на второе колесо, причем колеса были одинаковые по размеру, а водитель велосипеда сидел непосредственно между колёсами. Этот велосипед  стали называть  «безопасный велосипед» , кроме того он приобрел такую известность, что слово Rover на нескольких языках значит велосипед (на польском языке - Rower, на  белорусском - Ровар). Компания  Rover стала крупным  автомобильным производителем и  существовала   до  апреля 2005г., а впоследствии  была закрыта по причине  банкротства.

В 1888г. шотландцем  Джоном Бойд Данлопом были изобретены надувные шины, сделанные  из каучука, которые были значительно совершеннее технически, чем запатентованные ранее, и в результате получили весьма широкое распространение в использовании. После этого события велосипеды перестали называть «костотрясами», так как это изобретение помогло сделать  езду намного  комфортнее.

90-е годы  XIX века– «Золотой век велосипеда»

1898 год - изобретены педальные  тормоза, а также механизм так называемого свободного хода, которые значительно упрощали управление велосипедом. Вскорости  изобрели  ручные тормоза, однако тогда они не получили значительного применения.

Первый велосипед -«раскладушка» был произведен в 1878г., алюминиевый — в 90-х годах XIXв., рикамбент — в 1895г.

На начало XX века приходятся  первые механизмы, служащие для переключения скоростей, но они были абсолютно  несовершенны. Одними из первоначальных приспособленийдля  переключения скоростей  были звездочки на заднем колесе. Чтобы  переключить скорость было необходимо  остановиться, снять,   перевернуть  заднее колесо, ,и вновь  натянуть цепь. Механизм для переключения передач , известный какпланетарный ,- был изобретён в 1903г., а приобрел  популярность  спустя лишь 30 лет. Современный переключатель скоростей  был изобретён в 1950 году   итальянским  производителем  Туллио Кампаньоло  (Tullio Campagnolo).

Велосипеды продолжали  совершенствоватьсяи во 2-ой половине XXв.  В 1974г. было запущено производство велосипедов из титана, а в 1975 — из углепластика. В 1983г. было сделано такое открытие как  велокомпьютер. А в начале 1990-х получили распространение системы индексного переключения скоростей.

В течение всего XX  века популярность  велосипедов переживала свои взлеты и падения. Начиная с 1905г., сложилось так, что велосипеды  стали менее востребованными  из-за активного развития автомобилей.  Дорожная полиция стала относиться  к велосипедистам как к объектам, создающим аварийные ситуации на дороге. К 1940г. в Северной Америке велосипеды уже признавались  игрушками, предназначенными для детей. В конце 60-х годов из-за пропаганды здорового и активного образа жизни,  особого внимания к экологическим проблемам велосипеды снова вошли в моду.

В  конце XX века в СССР самыми распространёнными моделями велосипедов были: Дружок, Кама,  Орленок, Салют, Урал, Аист, Уралец, Украина, Школьник.

Значительные даты в истории велосипеда

1791 год. Франция. Граф Де Сиврак соорудил  двухколесную деревянную машину “Селярифер”, для приведения в движение которой  было необходимо, сидя сверху,  отталкиваться от земли ногами.

1817 год. Карл Фридрих барон фон Драйс  усовершенствовал машину Де Сиврака  передним поворотным колесом, при помощи которого стало возможным менять направление движения велосипеда на ходу. Это изобретение было запатентовано, чем положило начало истории развития велосипеда.

1839 год. Шотландия. Киркпатрик Мак-Миллан добавил к двухколесной деревянной машине педальный привод, и педали совершали возвратно-поступательное движение.

1853 год. Франция. Каретный мастер Пьер Мишо получил патент на педальный привод  велосипеда.  Так же на велосипедах Мишо  были применены: подпружиненное седло и тормоз, действующий на обод заднего колеса. Одновременно с Мишо такую же  машину изобрел и механик Пьер Лалльман. В Англии эти  велосипеды приобрели название “Bone Shaker” - “костотряс”.

1868 год. Парижская фирма “Мейер и Ко” запустила в производство велосипеды с цепным приводом.

1870-1885 годы стали этапом развития велосипедов- “пауков”,  велосипедов колесами различной величины. Их называли по-разному: «Рenny-farting» или « Hige bicyclе» . Изобретатели хотели увеличить пройденное расстояние велосипедом, поэтому находили выход в увеличении размера переднего колеса. Прогресс  развития велосипедов -“пауков” заключался в снижении веса и усовершенствовании отдельных  узлов машины.

1884 год. Компания  “Хиллмaн, Хеpберт и Купеp” запустила  производство велосипеда-“Кенгуpу” с двойным цепным приводом. С этого момента начался период возврата к велосипедам с колесами равной величины.

1885 год. Время «безопасных»  велосипедов «safety»,которые имели колеса одинаковой величины.

1888 год.  Бойд Данлоп изобрел пневматическую шину и воздушный ниппель, что открыло огромные возможности в использовании машины на плохих дорогах.

1890 год. Одновременно несколько производителей стали выпускать велосипеды с замкнутыми рамами – « диaмант». В это время велосипед обретает свой современный вид, и в дальнейшем его лишь совершенствовали в отдельных деталях.

Fuji
MirraCo
Schwinn
Specialized
Trek
Author
Kenda
Polisport
Shimano
RATING ALL.BY